В последнее время социальные аспекты детского ожирения привлекают
внимание ученых и медиков. Проблема детского ожирения становится все
более актуальной, и все больше детей с избыточным весом страдают
эмоционально, считает доктор медицины Джоанн Уильямс из Центра охраны
здоровья детей при Королевском детском госпитале в Австралии.
Многие дети и подростки, страдающие избыточным весом, могут
испытывать проблемы, влияющие на качество их жизни. Отчет о проведенном
исследовании опубликован в Журнале Американской Медицинской Ассоциации. В
одном из более ранних исследований, результаты которого были
опубликованы в 2003 году, отмечалось, что дети с избыточным весом,
страдают от тех же физических, эмоциональных и социальных проблем, что и
дети с раковыми заболеваниямий. Однако оказалось, что проблемы детей с
ожирением намного серьезнее, т.к. окружающие не симпатизируют детям,
страдающим ожирением.
Д. Уильямс и ее коллеги поставили своей целью определить, в какой
степени проблемы, связанные с детским ожирением и его последствиями,
осознаются самими детьми и их родителями.
Детское ожирение и самооценка
Были обследованы 1600 австралийских детей в возрасте от 8 до 13
лет из семей с примерно одинаковым уровнем жизни. Каждый из
обследованных заполнил подробную анкету. Среди вопросов были такие:
Комфортно ли они себя чувствуют в школе? Есть ли у них друзья? Принимают
ли они участие в мероприятиях, включающих бег и прыжки? Как они при
этом себя чувствуют?
Родители также заполнили анкету, в которой они изложили свой
взгляд на благополучие их детей. Спустя три года исследователи провели
повторное обследование той же группы детей, чтобы выявить у них ожирение
и связанные с ним последствия. 76% обследованных имели нормальный вес,
20% - избыточный вес, 4% страдали ожирением.
В общем, качество жизни у детей с избыточным весом оказалось
значительно ниже по сравнению с детьми с нормальным весом.
Дети с ожиреним указали, что качество их жизни ухудшилось. В
наибольшей степени это проявилось в физическом и социальном аспекте.
Меньшему влиянию подверглись эмоциональные аспекты и аспекты, связанные
со школьным обучением.
По сравнению с результатами более ранних исследований, дети с
избыточным весом и их родители отметили меньшее влияние веса на качество
жизни. Этот факт заслуживает особого внимания, т.к. если родители не
считают избыточный вес или ожирение серьезной проблемой, менее вероятно,
что они обратятся к кому-то за помощью. Исследователи считают, что если
ни родители, ни дети не осознают негативного влияния избыточного веса
на здоровье, то маловероятно, что они будут предпринимать те или иные
шаги по контролю веса и соответственно улучшению здоровья своих детей.
«Результаты наших исследований объясняют, почему только немногие
родители проявляют озабоченность по поводу избыточного веса их детей, -
говорит Уильямс. - В условиях, когда четвертая часть всех детей в мире
страдает от избыточного веса или ожирения, даже незначительное
наступление на эту проблему могло бы дать ощутимые результаты».
По мнению Трейси Миллер, директора Педиатрического
исследовательского центра Медицинского колледжа в Майами, проблемы, с
которыми сталкиваются дети с избыточным весом, серьезнее тех, с которыми
сталкиваются взрослые, имеющие избыточный вес. «Дети, страдающие
ожирением, должны быть столь же активными в спортзале, как и их
сверстники, - говорит Миллер. - Взрослые могут защитить себя от
подобного окружения. Они держатся подальше от спортзалов. Дети же
вынуждены посещать их. Кроме того, среди детей с ожирением многие
страдают от депрессии и от заниженной самооценки. А это означает, что
такие дети могут стремиться скомпенсировать свои недостатки другими
путями. Они требуют повышенного внимания, пытаются приспособиться, быть
более популярными, и поэтому они часто попадают в беду».
Миллер организовала специальную годичную программу тренинга для детей,
страдающих ожирением. «Спустя 12 месяцев, мы заметили разительные
изменения, происшедшие с детьми. Улучшилось их отношение, их
эмоциональный настрой изменился в очень позитивном направлении. Они
лучше приспосабливаются в школе, стали более энергичными, улучшились их
отношения с другими детьми. Многие хотят продолжать занятия даже по
окончании курса». Jeanie Lerche Davis, WebMD, январь 2005 года
|